Регистрация
Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться.
Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.
Имя  Email  Пол  Зарегистрироваться
Продвинутый
Пол: мужской, 41 год, День рождения: 30 августа, Россия

О композиции фотографического портрета

Работа над композицией начинается с претворения в жизнь идеи светописного произведения. Фотограф определяет границы кадра, уточняет площадь живописного пространства, заполняет ее фигурами и предметами, выбирает точку съемки. Ему также предстоит найти соответствующее освещение и уточнить контраст светотени на отдельных участках изображения. Кроме того, надо установить соотношение отдельных элементов с общей площадью кадра и пропорции предметов и фигур в глубине пространства. Это связано с подбором объектива, определением характера перспективы в целом.
Если говорить только о фотографическом портрете, то композицию следует понимать как выражение своего отношения к модели, как осмысленное размещение фигуры в кадре. С момента появления модели перед объективом все стадии съемочного процесса представляют собой сплошную цепь действий, имеющих композиционное значение,— это постанов-
ка фигуры, направление взгляда и жеста, световое и тональное решение. Сюда относится также решение фона и выбор мебели. От технических средств в немалой степени зависит решение ряда композиционных проблем. Характер рисунка
объектива, его мягкость и особенности спада резкости являются важным фактором линейной композиции. Степень контраста негативного и позитивного материала, как и технология их обработки, влияет на тональную композицию.
Композицию портрета невозможно предусмотреть заранее.
Она определяется только в результате наблюдений за моделью, после того как фотограф создаст себе представление об образе портретируемого, уяснит главные черты его характера. В композиции не должно быть шаблонов. Фотограф, знающий несколько стандартных поз и подгоняющий всех портретируемых под эти композиционные шаблоны, останется ремесленником и никогда не выйдет на широкий творческий путь. Ни изощрения в освещении, ни умелое владение техникой не могут компенсировать отсутствующую в портрете увязку позы с психологической характеристикой человека. Логика передачи и восприятия, ведущая к созданию законченных, психологически осмысленных изображений человека, всецело зависит от умения подчинить второстепенное главному, органически соединить все элементы портрета. Напомним, что дословное значение термина «композиция» означает прежде всего «сопоставление», «соразмещение». Это в первую очередь влияет на выбор формата.
Будет ли кадр горизонтальным, вертикальным или квадратным — зависит от замысла фотографа, который вытекает из
впечатления гармонической соразмерности частей фигуры и фона. Выбрав формат, приступают к размещению одной или нескольких фигур в кадре. Что побуждает фотографа компоновать так, а не иначе? На этот вопрос не всегда возможно от-
ветить, ибо он зависит от субъективных представлений восприятия образа портретируемого.Мы считаем нестоящим делом давать конкретные рекомендации относительно компоновки, т. е. конструкции кадра, и говорить о возможных перегрузках или недогрузках отдельных его частей, тем более что сюжет в незаполненной тоном и линиями части мысленно может быть уравновешен самой идеей.
Исключение возможности создания каких-либо законов заполнения кадра элементами композиции вовсе не означает права фотографа на полный произвол, ибо реалистическое искусство требует логического объяснения как компоновки сюжета в целом, так и отдельных его частей. Принципы композиционного построения портрета — точка съемки, поворот головы, положение ведущего плеча, перспективное решение, световое решение, размещение групп — даны в разных главах настоящей книги.
Не все элементы портретного кадра несут на себе равную смысловую и эстетическую нагрузку. Наиболее выразительными элементами лица, как уже говорилось, являются глаза и рот. Они и составляют основу, на которой строится портрет, т. е. являются доминантой портрета, главным его элементом. И этот главный элемент надо стремиться всячески выделить в портрете. Выделение главного в портретной фотографии представляет значительно большую трудность, чем в ином другом жанре, так как здесь исключена возможность использования одного из броских способов — укрупнение масштаба главного элемента композиции, т. е. вынесение главного на более передний план.
Таким образом, в распоряжении фотографа остаются лишь два способа создания зрительного притяжения к интересующему его элементу—оптический и световой акценты. Использование этих способов также крайне затрудняется тем, что глаза и рот находятся примерно в одной плоскости лица и могут передаться одинаково резко. Используя длин-
нофокусный объектив с минимальной глубиной резко изображаемого пространства и найдя в позе хотя бы незначительное приближение к объективу интересующего нас элемента, можно этот элемент резкостью очертания выделить среди
остальных элементов лица.
Световой акцент наносят искусным световым моделированием, усиливая освещенность главного элемента. Важным композиционным условием портрета является необходимость запечатлеть в нем выразительную фазу движения. Динамичность портрета могут усилить руки, их выразительное положение. Помещение фигуры в центре кадра, симметрия, уравновешенность композиции, вертикальный строй кадра приводят в большинстве случаев к нежелательному статичному
изображению. Статичность еще более усиливается малоконтрастным освещением, однотонностью фона, строго фронтальным положением модели, отсутствием впереди по направлению поворота головы или направлению взгляда свободного пространства. Иллюзию движения в портрете нельзя решить отдельными формальными приемами. Диагональное построение, экспрессия света, пятнистость фона и т. д.— все эти приемы могут лишь усилить впечатление о движении, если в лице ощущается осмысленность. Следует отметить, что любое композиционное построение снимка вне
зависимости от его жанра берет начало от двух конструктивных факторов — ритма и симметрии. «Симметрия есть зеркальное соответствие расположенных вокруг средней оси частей какого-либо образования. Ритм — это большая или
меньшая повторяемость какого-либо мотива через некоторые интервалы. Симметрию характеризует спокойное равновесие элементов, ритму свойственно движение, которое может быть продлено до бесконечности. Симметрия ясно сказывается в построении лепестков цветка.
Ритмическое начало — в расположении на стебле листьев, которые следуют друг за другом через известные промежутки».
Под симметрией в портрете мы понимаем соответствие интервалов линейных величин по обе стороны от горизонтальной или вертикальной оси лица или фигуры в положении фас. В этом случае чередование и повторяемость элементов и интер-
валов между ними составят четкую систему их соотношений, которые мы называем ритмом расстояния. Если же лицо изменит положение перед объективом и нарушится его симметрия, а к этому почти всегда стремится фотограф, то изменяются и ритмы линейных величин лица и фигуры.
Чувство ритма вырабатывается одновременно с восприятием формы. Частота ритмических интервалов линейных форм, уходящих в глубину, определяет характер перспективы. Если при короткофокусной перспективе темп сокращения расстоя-
ний между отдельными формами лица чересчур бросается в глаза, то одновременно мы наблюдаем резкое сужение формы головы, а учащенный ритм сокращения масштабов отдельных элементов лица приводит к заметным его деформациям. В сопоставлении с половиной лица, находящейся по отношению к объективу во фронтальном положении, где сохранены естественные ритмы расстояний (от затылка до уха, от уха до глаза и от глаза до носа), вторая, «уходящая», часть лица при коротком фокусном ритме создаст искаженное представление о форме лица в целом.
Причиной тому явится резкая асимметрия ритмов. Ритмы линейных величин и пластика форм также взаимосвязаны, так
как округлость предметов на изображении, кроме своей собственной фор-мы, зависит от темпов перспективных сокращений. Поэтому та часть композиции, которая рассматривает архитектонику и проекцию фигуры в кадре, опреде-
ляется симметрией и темпами перспективных сокращений.
Блог anikin  |  18.03 10:01  |  комментарии [0]
© 2004-2012 Me-Design
Техподдержка