Регистрация
Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться.
Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.
Имя  Email  Пол  Зарегистрироваться
Продвинутый
Пол: мужской, 41 год, День рождения: 30 августа, Россия

Психологический анализ модели (часть первая)

Душевная, или психическая, жизнь человека проявляется в том, что он воспринимает впечатления окружающей действительности, осознает их, мыслит, чувствует, испытывает желания и действует в зависимости от обстоятельств.
Фотографический портрет заключает в себе три различных вида восприятия: во-первых, восприятие внешнего мира самой моделью, что обязательно находит отражение в портрете в виде запечатленного душевного состояния; во-вторых, восприятие модели фотографом, т. е. субъективная интерпретация образа, выраженная в особенности композиционного решения снимка; в-третьих, восприятие портрета зрителем.
Рассмотрим, как отражается на внешности портретируемого окружающая обстановка. В фотографическом павильоне нельзя получить непосредственных ощущений от любования пейзажем, чтения книги, интересного зрелища, острого спор-
тивного момента, бытовой сценки и т. п., что, безусловно, сужает рамки студийного портрета.
Проследим за обстановкой фотографического павильона в момент портретирования: обилие осветительных приборов, непривычно яркий свет, бессодержательная обстановка; фотограф — единственный человек, с которым портретируемый общается. Лицо человека способно выражать лишь те чувства, которые он переживает в данный момент, а в данный
момент его внимание привлечено к незнакомым предметам, к яркому свету и неуютной обстановке. В этих условиях портретируемый, естественно, не испытывает «и интеллектуальных, ни эстетических чувств.
Итак, можно прийти к бесспорному заключению — обстановка фотопавильона сама по себе не располагает к приятному эмоциональному настрою человека.
Встреча совершенно незнакомых между собой людей, фотографа и его клиента, решит эмоциональное состояние последнего. Если человек будет встречен с видимыми знаками благосклонности, с выражением добрых чувств и если фотограф произведет благоприятное впечатление своим внешним видом, то первое впечатление будет способствовать соз-
данию хорошего настроения. Затем важно закрепить это первое впечатление. Излишняя словоохотливость, заискивание, комплименты воспринимаются людьми с известным раздражением. Надо знать меру приветливости и радушию. При внешней сдержанности фотограф больше внушает доверия.
Кроме приветливости и внешнего вида фотографа, на эмоциональный настрой человека влияет чистота в павильоне, порядок в расположении вещей, цветовой тон стен и драпировок и, один из наиболее важных факторов, температура и чистота воздуха.
Восприятие модели фотографом определяется личностью последнего:
его вкусом, мировоззрением, темпераментом. Каждый фотограф по-своему воспринимает образ модели, это объясняется его физическим состоянием, настроением и многими другими факторами. Независимо от субъективных особенностей восприятия фотографа важнейшим фактором является наблюдательность. Если человек систематически упражняется в наблюдении, от его взора не ускользнет такое, чего может не увидеть человек, не обладающий этим качеством. Усталость, раздражение, душевная не-уравновешенность фотографа притупляют, а порой лишают его наблюдательности.
Наблюдение за внешностью другого человека тесно связано с индивидуальными свойствами личности самого фотографа, а потому и приводит подчас к весьма субъективным выводам, влияющим на композиционное решение портрета.
Восприятие фотографического снимка зрителем и фотографом может совпадать при оценке лишь технической стороны изображения (проработки деталей, точности отпечатка, резкости изображения и т. п.), в остальном оценки фотопроизведения будут зависеть от совпадения индивидуальных особенностей восприятия фотографа и восприятия зрителя.
С того момента, когда началось портретирование, психические и волевые усилия фотографа должны быть направлены на то, чтобы создать у портретируемого нужное эмоциональное состояние. Для достижения этой цели есть лишь одно средст-
во — беседа.
В беседе фотограф преследует две цели: ведет характерологические наблюдения — уточняет индивидуальные свойства характера портретируемого, интеллект, темперамент, наклонности, чувствительность и т. д.— и направляет разговор на тему, которая живо интересует собеседника и вызывает наплыв эмоций, выигрышных для данного лица.
Рассуждая о переживании при воспоминании, К. С. Станиславский указывал, что подобно тому, как в зрительной памяти перед нашим внутренним взором воскрешается образ человека, пейзаж, давно забытая вещь, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувствования, казавшиеся забытыми.
Но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ - и снова нас охватывают переживания. К. С. Станиславский напомнил, что у людей есть память на чувствования (эмоциональная память). Эта память проявляется в разной мере в зависимости от остроты пережитой радости (или несчастья) и, что особенно важно, находит внешнее отражение на лице человека.
В беседе не всегда сразу удается затронуть животрепещущий вопрос, бывает, что приходится часто менять тему разговора, чтобы вызвать эмоционально окрашенные воспоминания и уловить наиболее интересные.
Если у человека слабо развита эмоциональная память, ему следует задать вопрос, связанный с логической памятью, или попытаться испытать его образную память, которая основывается не на чувствах, а на зрительных представлениях.
Как у всякого человека, по роду работы часто общающегося с другими людьми, фотограф должен хорошо владеть своим голосом. В одних случаях — проникновенное, в других — властное слово способно вызвать желаемую реакцию, связанную с воспоминанием о пережитых чувствах.
Фиксация прямых эмоций, вызванных лишь временным психическим состоянием,— наиболее распространенная ошибка. И, безусловно, ошибкой следует считать, когда фотограф требует от модели немотивированного изменения настроения — просьбой улыбнуться или взгрустнуть, не соответствующей внешнему поводу, не понимая, очевидно, что требует от
человека отклонения от нормальной психической деятельности.
Блог anikin  |  05.03 11:19  |  комментарии [0]
© 2004-2012 Me-Design
Техподдержка